16 ноября - Международный день толерантности

16 ноября - Международный день толерантности. Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это готовность принять «других» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.  Важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.

С 9 по 15 ноября 2010 года среди учащихся старших классов центром психолого-психолого-педагогического сопровождения с участием психологов, социальных педагогов, классных руководителей проводилось анкетирование «Проблема национальной толерантности в школе».

Всего в опросе приняли участие 587 учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Ибресинского района.  Школьникам было задано 20 вопросов по теме, большинство из которых содержали варианты ответов, однако, некоторые вопросы были открытыми, и у них была возможность написать свое мнение или дополнить его.

Выяснилось, что 86% опрошенных знают, что в Конституции России закреплено равенство всех людей, вне зависимости от национальности, вероисповедания или расы. Только 7% респондентов не обращали на это внимания или не читали Конституцию. 92% опрошенных знают, что определяет понятие «толерантность». Большинство опрошенных считает, что при выборе друзей  национальность не имеет значения. Однако, 77% школьников интересуются национальностью при первом знакомстве и 82% считают необходимым наличие в паспорте графы «национальность». На вопрос «Как Вы обычно относитесь к тому, что рядом с вами живут люди другой национальности или религии?”, 70% школьников ответили, что это хорошо, у них можно чему-нибудь научиться. 27% высказались о том, что им все равно, объяснив это тем, что их это «не волнует», «я не обращаю на них внимания».

На вопрос «Какие народы, по вашему мнению, можно назвать «хорошими?» 55% респондентов ответили, что все народы равны. Менее толерантное отношение, опрошенные демонстрировали к цыганам и чеченцам. Однако, 2% школьников относятся к соседству с людьми другой (видимо, отличной от своей) национальности негативно. 39% опрошенных сталкивались со случаями нарушения достоинства человека из-за его национальности. Из них 7% наблюдали это лично, 30 % видели по телевизору, 2% испытывали это на себе. 81%школьников уверены, что в их районе отсутствует  проблема нетерпимого отношения к людям другой национальности или веры, из них 12% считают, что это проблема встречается. Положительным моментом можно считать то, что 83% респондентов имеют среди друзей людей другой национальности и считают, что нельзя делить народы на хорошие и плохие.