Умеет ли читать ваш ребенок? О готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? В каком возрасте начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? С этими вопросами родители обращаются к психологам.
Специалистами центра психолого-педагогического сопровождения отдела образования района проводилась диагностика готовности детей к обучению в школе - в количестве 102 будущих первоклассника, посещающих МБДОУ п. Ибреси.
Основной целью диагностики являлось - определение уровня развития готовности детей к обучению в школе. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причем уровень их развития может быть разным. Во-первых, мотивационная (личностная) готовность, которая включает внутреннюю позицию школьника, интеллектуальная, волевая и коммуникативная готовности. Во-вторых, достаточный уровень развития зрительно - моторной координации.
Исходя из полученных данных, в результате диагностики, было выявлено:
- высокий уровень – 40 детей,
- выше среднего – 25 детей,
- средний уровень – 23 ребенка,
- ниже среднего – 9 детей,
- низкий уровень – 5 детей.
Специалистами центра психолого-педагогического сопровождения были предложены следующие рекомендации родителям:
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- расширять знания окружающего мира;
- развивать у детей связную речь, умение составлять рассказы, и способность рассказывать что-то на доступные темы;
- повышать учебную мотивацию.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить игрой на компьютере, просмотром мультфильма, телевизора (телевизора желательно поменьше, особенно «взрослого»). В этом возрасте хорошо читать волшебные сказки разных народов, познавательные книги с поясняющими иллюстрациями. После прочтения сказки обязательно обсудите с ребенком услышанное, выделите положительных и отрицательных героев. Предложите пересказать сказку.
Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, мелкую моторику, самостоятельную смекалку (рисование, лепка, конструирование). Это поможет ребенку для поступления в школу.
В.Кузнецова, педагог-психолог центра психолого-педагогического сопровождения отдела образования администрации района. Опубликовано в Ибресинской районной газете "За победу" №51 за 19 июня 2013 г.