Министерство просвещения Российской Федерации по вопросу актуализации
рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы
информирует о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022
г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требования в Российской Федерации» с 1 сентября 2023 г. образовательная
деятельность в общеобразовательных организациях будет осуществляться в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
(ФГОС) и соответствующими федеральными основными образовательными программами.
Минпросвещения России утверждены федеральные основные образовательные программы
(приказы от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования», от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования», от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»), которые в свою очередь
содержат федеральные рабочие программы воспитания и федеральный календарный
план воспитательной работы.
В соответствии с частью 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный
закон № 273-ФЗ) общеобразовательным организациям необходимо привести рабочие
программы воспитания, календарные планы воспитательной работы начального
общего, основного общего, среднего общего образования в соответствие с
федеральными основными образовательными программами соответствующего уровня.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными
организациями образовательных программ в части воспитания должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей
программы воспитания.
Минпросвещения России обращает внимание, что ФГОС общего образования
установлена вариативность содержания основных образовательных программ. В этой
связи вариативную часть рабочих программ воспитания составляют (могут
составлять) следующие компоненты:
1) в целевом разделе — сформулированные, при необходимости, самостоятельно
общеобразовательной организацией дополнительные целевые ориентиры результатов
воспитания обучающихся с учетом ее специфики (организационно-правовая форма,
ведомственная принадлежность, контингент обучающихся и их родителей (законных
представителей), направленность реализуемых образовательных программ, в том
числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов,
предметных областей, учитывающих этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся и т.п.). При этом дополнительные
целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся не должны противоречить
целевым ориентирам результатов воспитания обучающихся, указанным в федеральных
рабочих программах воспитания на всех уровнях общего образования или
дублировать их;
2) в содержательном разделе — определенные, сформулированные самостоятельно
общеобразовательной организацией конкретные характеристики ее уклада;
конкретные виды, формы и содержание планируемой в общеобразовательной
организации воспитательной деятельности по всем содержательным модулям,
направлениям деятельности, как по основным модулям (урочная деятельность,
внеурочная деятельность и т.д.), так и дополнительным модулям (дополнительное
образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей и
т.д.), а также по тем модулям, которые, при необходимости, могут быть
разработаны в общеобразовательной организации. Последовательность описания,
планирования видов, форм и содержания воспитательной деятельности по модулям
также определяется общеобразовательной организацией самостоятельно;
3) в организационном разделе — сформулированные самостоятельно
общеобразовательной организацией конкретные позиции в отношении кадрового и
нормативно-методического обеспечения реализации рабочих программ воспитания
(единой рабочей программы воспитания и/или рабочих программ воспитания по
уровням общего образования); требования к условиям работы с обучающимися с
особыми образовательными потребностями (при наличии таких обучающихся на разных
уровнях общего образования); система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся; анализ воспитательного процесса, его
результатов;
4) в календарном плане воспитательной работы в общеобразовательной
организации и/или в календарных планах воспитательной работы в составе основных
общеобразовательных программ — иные мероприятия, события, кроме указанных в
федеральной рабочей программе воспитания (часть 4 статьи 12.1 Федерального
закона № 273-ФЗ), в федеральных календарных планах воспитательной работы в
составе ФОП НОО (пункт 174), ФОП ООО (пункт 170), ФОП СОО (пункт 134).
Кроме того, Минпросвещения России сформирован примерный календарный план
воспитательной работы и перечень мероприятий на 2023/2024 учебный год (далее
соответственно — примерный план, перечень).
Примерный план и перечень будут размещены на официальном сайте федерального
государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства,
семьи и воспитания» https://институтвоспитания.рф/.
Принимая во внимание разработку примерного плана и перечня на ежегодной
основе с включением в них в том числе мероприятий и юбилейных дат,
отсутствующих в федеральном календарном плане, образовательные организации
также вправе использовать указанные примерный план и перечень при разработке
календарных планов воспитательной работы.
Вариативный компонент федеральных рабочих программ воспитания, реализуемых
в общеобразовательных организациях, разрабатывается с участием коллегиальных
органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей).
Первоисточник: Минобразования Чувашии