Большое значение для
здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для
еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним
стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня – это система
распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и
оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и
в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от
строгого выполнения режима.
Запаздывание еды, сна,
прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся
вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит,
плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных
отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в
детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это
несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного
карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой
диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время
способствует росту здорового организма.
Режим дня – это четкий
распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и
сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный,
соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье,
обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности,
предохраняет от переутомления.
Любая деятельность – это
ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она
является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается
огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к
строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через
определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в
деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно
настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется
достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает
выраженного утомления.
В первые три года
жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным
задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному
росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению
речевой функции.
Режим дня детей
дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной
деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры
головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая
работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности
и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью
коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный
момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые
ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области
коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий
поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее
функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические
процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются
единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и
работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до
1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной
работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия,
вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в
часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность
неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно
объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного
пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим
существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются
во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается,
достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно,
к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.
Продолжительность
отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает
необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего
детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в
голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.
Если он в 9 часов вечера
лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится
будить – он сам просыпается бодрым, веселым.
У ребенка имеется
достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится
поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.
Днем они не тратят время
на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в
семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с
соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для
своих дел.
Если изо дня в день
повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности,
то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают
все физиологические процессы в организме.
В детских дошкольных
учреждениях режим осуществляется полностью.
Но дома (у детей как не
посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.
Замечено, что отсутствие
правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском
саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или,
напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать
днем, чем в остальные дни.
На протяжении 4
дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное
количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что
ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
Ребенку до 5 лет
положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них
примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с
9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят
днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут.
Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы
более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй
половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок
достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка
в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать
порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть,
посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться,
раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится' будить, лишая
части необходимого отдыха.
Систематическое
недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к
возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной
нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические
и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство
удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких
дополнительных воздействий.
Какие же средства
способствуют решению этих
задач?
Прежде всего,
воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку
хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать).
Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро
нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок
не задерживался.
Постепенному
переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться
самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и
аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки
совершенствуются.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в
Чувашской Республике - Чувашии в г. Канаш»